Без выходных с 9:00 до 21:00

Быстрая доставка по всей России


Система смазки турбины

Турбированные двигатели постепенно вытесняют с автомобильного рынка атмосферные аналоги. Многие автолюбители уже успели оценить мощность, отзывчивость и экономный расход топлива моторов с наддувом.

Базовые знания об устройстве и принципе работы турбокомпрессора помогут владельцам автомобилей обеспечить нормальные условия эксплуатации и продлить срок службы турбокомпрессора. Сейчас мы расскажем об особенностях устройства системы смазки турбины.

Зачем турбине смазка

Принцип работы турбокомпрессора основан на использовании энергии отработанных газов, под действием которых в цилиндры двигателя под давлением подается воздух. Такая система позволяет повысить мощность мотора без изменения объема двигателя и увеличения скорости вращения коленвала.
Конструкция нагнетателя включает в себя два колеса, расположенных в отдельных корпусах – турбинное и компрессорное. Они жестко соединены между собой с помощью вала ротора, вращающегося на подшипниках. Турбинное колесо приводится в движение под действием выхлопных газов и передает момент вращения на компрессорное, которое отвечает за нагнетание воздуха в цилиндры.
В процессе эксплуатации турбокомпрессора ротор вала вращается с большой скоростью и испытывает осевые и радиальные нагрузки. Для работы в подобных условиях использовать обычные шариковые подшипники нецелесообразно, поэтому производители турбин используют элементы скольжения, которые нуждаются в постоянной смазке маслом, выполняющим следующие функции:
  • Снижает коэффициент трения.
  • Охлаждает подшипники.
  • Компенсирует радиальные нагрузки.
  • Центрирует ротор.
В современных турбокомпрессорах встречаются два типа подшипников скольжения: с плавающей или неподвижной втулкой.
Примечательно, что система смазки турбин дизельных двигателей не имеет отличий от бензиновых агрегатов.

Чем опасно некачественное масло

Если посмотреть на схему смазки турбины, можно убедиться, что масло подается под давлением за счет работы насоса двигателя автомобиля. Поэтому использование некачественного моторного масла или несоблюдение регламента обслуживания способно привести к серьезным неисправностям и дорогостоящему ремонту.
Помимо основного назначения – смазки пар трения двигателя, масло очищает внутренние поверхности мотора от отложений, и собирают частицы износа, которые впоследствии скапливаются в масляном фильтре. Именно поэтому важно использовать запасные части и комплектующие, рекомендованные производителем автомобиля. В противном случае фильтр не будет задерживать инородные частицы, и они проникнут в систему смазки турбины двигателя. В результате на поверхности подшипников и вала образуются глубокие царапины.

Последствия недостаточной смазки

Как мы писали выше, благодаря смазке подшипников турбины, не только снижается коэффициент трения, но и осуществляется отвод тепла. Работа в условиях масляного голодания приводит к мгновенному износу вала и подшипников, вызванным контактом между металлическими поверхностями.
К самым распространенным причинам недостаточной подачи масла относят:
  • Недостаточный уровень масла.
  • Выход из строя масляного насоса.
  • Нарушение правил установки турбонагнетателя.
Последний пункт необходимо выделить особо. Многие владельцы автомобилей в целях экономии пытаются ремонтировать турбину самостоятельно. При этом часто используют герметики, которые в дальнейшем забивают масляные каналы турбокомпрессора.

Общие рекомендации

Для нормальной работы турбины необходимо использовать моторное масло, рекомендованное производителем, и соблюдать периодичность его замены. Следует помнить, что турбина – сложный агрегат, обслуживание которого требует профессионального подхода. Если у вас нет опыта выполнения подобных работ, не нужно заниматься самостоятельным ремонтом, руководствуясь советами друзей и знакомых, рискуя исправностью нагнетателя.